www.photoindustria.ru/?mod=content&id=2129
------------------------------------------------------------------
Железняков Валентин
ЦВЕТ И КОНТРАСТ
Технология и творческий выбор
ВГИК
…Я хорошо помню, как будучи студентом ВГИКа впервые осознал преимущества
системы прецизионного освещения, когда наш учитель, известный кинооператор Эдуард
Тиссэ, показал нам, как поставить свет, чтобы получился эффект от горящей свечи.
Первый осветительный прибор («беби», КПЛ-150) он направил сверху вертикально вниз
на подсвечник и руки человека, сидящего за столом. Это было круглое отчетливое пятно
света на столе вокруг горящей свечи. Второй прибор он направил на лицо сидящего как
бы со стороны свечи, но больше снизу и сбоку, чтобы на лице получился выразительный
объемный рисунок. Третий был направлен чуть сверху на грудь и живот сидящего
человека, и он был сильнее, чем тот, который светил на лицо. За счет этого вокруг
горящей свечи образовалось как бы шарообразное пространство света и все падающие
тени и тени на предметах и лице только усиливали это впечатление. Четвертый прибор
стал слабым «заполняющим», он располагался с той же стороны, что и рисующие, на
лицо и фигуру. Тиссэ это особо подчеркнул. Пятый - слабо подсвечивал фон за теневым
участком фигуры, не нарушая эффекта. Шестой «беби» обрисовал на фоне круглое
пятнышко, как раз, если смотреть в камеру, за язычком пламени свечи. Получился как бы
световой ореол вокруг пламени. И, наконец, седьмой работал слабым (очень слабым)
контровым на волосы и плечи сидящего человека, отделяя их от черного фона.
Подумать только, семь осветительных приборов имитировали эффект освещения от
одной маленькой свечки! Но зато эффект был психологически абсолютно точным и
убедительным, все приборы были так отрегулированы по силе и величине световых
пятен, что контраст объекта был приведен к ОВК и при этом можно было снимать на
пленке чувствительностью 100 ASA на диафрагму 4, а человек в кадре мог свободно
поворачиваться, прикуривать от свечи, вставать и уходить из кадра, вновь садиться за
стол, и эффект от этого только усиливался. Конечно, в практической работе над фильмом
редко удается работать так тщательно и так безукоризненно, как показал Тиссэ, но общие
принципы установки света всегда используются те же.
----------------------------------------------
выставил импульсным светом картинку которую хотел, (диафрагма тут вторична) потом запалил в кадре огонь и начал увеличивать выдержку пока не добился хорошей проработки огня.. после этого начал съемку.
-----------------------------------------
Внешняя вспышка добавит света. Установить ее нужно так, чтобы свет от нее падал в том же направлении, как и свет, идущий от свечи. Если свеча одна, то на вспышку надевается тубус, чтобы луч был узким, направленным. Когда свечей несколько, пусть вспышка светит широко. Желательно использовать желтый светофильтр или хотя бы кусок пленки желтого оттенка. Мощность вспышки подбирается опытным путем, это зависит от нужного вам эффекта.
Важно не переборщить со светом, подобрать такое значение, при котором объекты композиции будут проработаны, но не до мельчайших деталей, т. е. останутся довольно темными. Иначе пропадет весь эффект от освещения свечами. Экспозицию на камере выставляйте так, чтобы правильно экспонировались наиболее ярки участки (в данном случае это язычки пламени).